Рекомендации Экспертного совета Службы финансового уполномоченного, принятые на заседании 26 мая 2022 года.

Рекомендовать финансовым уполномоченным при определении подходов к рассмотрению обращений потребителей учитывать следующее.

1. По вопросу о порядке осуществления страховщиками страхового возмещения в случае указания ими на невозможность произведения ремонта транспортного средства, обусловленную введением экономических санкций.

При отсутствии оснований замены формы возмещения с натуральной на денежную, в случае неисполнения (либо ненадлежащего исполнения) страховщиком обязанности по выдаче направления на ремонт, размер страхового возмещения рассчитывается как стоимость восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего без учета износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов.

В том случае, если страховое возмещение в денежной форме осуществляется страховщиком в порядке, установленном абзацем шестым пункта 15.2 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (у страховщика отсутствуют договоры со станциями технического обслуживания автомобилей, соответствующими установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего), или в порядке, установленном абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (у страховщика отсутствует возможность организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания автомобилей), размер страхового возмещения рассчитывается как стоимость восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего с учетом износа заменяемых деталей, узлов и агрегатов.

В качестве доказательств невозможности проведения ремонта страховщики вправе представить письма станций технического обслуживания автомобилей об отказе последних от проведения ремонта. Однако такой отказ должен быть выражен в отношении конкретного транспортного средства.

Отказ станции технического обслуживания автомобилей от осуществления ремонтных работ по причинам, связанным со сложившейся рыночной ситуацией, но без привязки такого отказа к конкретному транспортному средству потерпевшего, не может расцениваться как доказательство несоответствия станции технического обслуживания автомобилей требованиям об организации ремонта, установленным Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. По вопросу о взыскании со страховщиков по договорам ОСАГО денежных выплат в связи с неисполнением ими обязанности по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (квалификация взыскиваемых сумм в качестве страхового возмещения или в качестве убытков).

Денежную выплату, соответствующую стоимости восстановительного ремонта и подлежащую взысканию в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) страховщиком обязанности по организации восстановительного ремонта транспортного средства, следует квалифицировать в качестве страхового возмещения.

3. По вопросу о применении пункта 3.5 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 № 432-П.

При определении размера допустимой погрешности между результатами расчетов стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, выполненных различными специалистами, по спорам, связанным с выплатой страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в которых дорожно-транспортное происшествие имело место до 20.09.2021, руководствоваться пунктом 3.5 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 № 432-П, исходя из того, что предел такой погрешности рассчитывается как отношение разницы между результатами первичной и повторной (в том числе организованной финансовым уполномоченным) экспертизы, к результату первичной экспертизы, то есть к размеру страховой выплаты, осуществленной страховщиком.