Рекомендации Экспертного совета службы финансового уполномоченного, принятые на заседании 14 декабря 2021 года

Рекомендовать финансовым уполномоченным при определении подходов к рассмотрению обращений потребителей учитывать следующее.

1. По вопросу возмещения расходов цессионария по внесению платы за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным.

Из положений части 6 статьи 16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон № 123-ФЗ) следует, что плата за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения установлена исключительно для лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Таким образом, внесение указанной платы обусловлено заключением между потребителем финансовых услуг и цессионарием договора уступки права требования к финансовой организации и не связано с ненадлежащим исполнением (неисполнением) финансовой организацией лежащих на ней обязательств.

Как следствие, расходы по внесению платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения не могут быть взысканы с финансовой организации, поскольку внесение указанной платы не связано с нарушением ею права лица, которое понесло указанные расходы.

По этой же причине требования о возмещении расходов по внесению платы за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным не могут быть рассмотрены финансовым уполномоченным, так как компетенция финансового уполномоченного ограничивается рассмотрением исключительно требований, возникших из договоров об оказании финансовой услуги.

В этой связи по вопросу о возмещении расходов цессионария по внесению платы за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным руководствоваться позицией, принятой Экспертным советом Службы финансового уполномоченного на заседании от 06.10.2020.

 

2. По вопросу взыскания с финансовой организации неустойки за неисполнение или ненадлежащее (несвоевременное, неполное) исполнение финансовой организацией своего обязательства по договору с потребителем финансовых услуг в установленный срок под условием.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 123-ФЗ исполнение финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного признается надлежащим исполнением финансовой организацией обязанностей по соответствующему договору с потребителем финансовых услуг об оказании ему или в его пользу финансовой услуги.

В этой связи по вопросу о взыскании с финансовой организации неустойки за неисполнение или ненадлежащее (несвоевременное, неполное) исполнение ею своего обязательства по договору с потребителем финансовых услуг в установленный срок руководствоваться позицией, принятой Экспертным советом Службы финансового уполномоченного на заседании от 28.06.2019, с учетом необходимости применения этой позиции в отношении всех финансовых организаций.

 

3. По вопросу исключения расходов на аварийных комиссаров из числа подлежащих возмещению по договору ОСАГО.

Из совокупного толкования положений пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункта 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016), следует, что расходы на оплату услуг аварийного комиссара могут быть возмещены в рамках страховой выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств только в случае, когда доказана необходимость их несения для реализации права на получение страхового возмещения.

Несение указанных расходов нельзя признать необходимым в случае, если аварийным комиссаром оказывались услуги по оформлению извещения о дорожно-транспортном происшествии, поскольку заполнение такого извещения не требует специальных навыков, а всеми необходимыми познаниями для его заполнения лицо, сдавшее экзамен на право управления транспортными средствами, должно обладать.

Не являются необходимыми указанные расходы также при оформлении дорожно-транспортного происшествия сотрудниками Госавтоинспекции, поскольку в указанном случае документы, необходимые для реализации права на получение страхового возмещения, оформляются такими сотрудниками.

Расходы на оплату услуг аварийного комиссара, связанных с составлением документов о характере и размере убытков, причиненных вследствие дорожно-транспортного происшествия, также не являются необходимыми, поскольку предоставление таких документов не является обязательным для реализации права на получение страхового возмещения с учетом положений Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Закона № 123-ФЗ.