Контакты
Адрес
Споры со страховыми организациями в рамках договоров обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним (ОГЛС), должны рассматриваться в рамках обязательного досудебного порядка урегулирования споров, то есть рассмотрение таких споров относится к компетенции финансового уполномоченного. Такой подход поддержал Экспертный Совет Службы финансового уполномоченного на заседании 22 февраля.
Как сообщил на заседании финансовый уполномоченный Виктор Климов, в Службу поступают обращения по таким спорам. И Служба в своей практике в настоящее время исходит из того, что их рассмотрение относится к компетенции финансового уполномоченного.
Однако в судах такая позиция не всегда находила поддержку. Так, финансовый уполномоченный вынес решение об удовлетворении заявленного требования по подобному обращению, страховая организация обжаловала его в суде. Суд первой инстанции отменил решение финансового уполномоченного, с чем финансовый уполномоченный не согласился. В конечном счете по этому делу финансовому уполномоченному было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации согласился с выводами суда первой инстанции о том, что рассмотрение требований из указанного договора не относится к компетенции финансового уполномоченного. Суд отметил, что выгодоприобретатель в данных отношениях не является потребителем финансовых услуг по смыслу закона о финансовом уполномоченном, а страховой случай наступил в связи с причинением вреда здоровью застрахованного, находящегося при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, следовательно, «имеют место служебные (трудовые) правоотношения между страхователем и застрахованным».
По словам В.В. Климова, Служба финансового уполномоченного исходит из того, что отношения между страховщиком и выгодоприобретателем по договору ОГЛС имеют гражданско-правовую природу, несмотря на то, что они основаны на служебных отношениях военнослужащего и страхователя, имеющих публично-властный характер, и включены в общий публично-правовой механизм.
Обязанность по заключению и исполнению указанного договора не относится к трудовым обязанностям Министерства обороны РФ и других страхователей, а является государственной гарантией для представителей определенных профессий, имеющих рисковый характер.
Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 52-ФЗ (регулирует ОГЛС), под страховым случаем понимается наступление определенных событий в период прохождения службы или военных сборов. В то же время закон не связывает страховые случаи непосредственно с исполнением застрахованными должностных обязанностей в момент наступления события.
Кроме того, в случае смерти застрахованного выгодоприобретателями являются его супруга (супруг), несовершеннолетние дети и иные лица. Однако они вообще не состоят в трудовых отношениях со страхователем, отметил Климов.
Указанные доводы свидетельствуют в пользу вывода о том, что договор ОГЛС является также и договором в пользу третьего лица, отношения которого со страховщиком не могут иметь служебную или иную публично-властную природу.
При наступлении страхового случая выгодоприобретатель (военнослужащие или члены их семей) обращается за страховой выплатой в страховые организации, которые на основании представленных документов принимают решение о выплате, ее размере или об в отказе в выплате. Отношения по осуществлению страховой выплаты не относятся к трудовым отношениям, они носят гражданско-правовой характер и связаны с предоставлением военнослужащему гарантированной государством страховой защиты.
Таким образом, выгодоприобретатели по договорам ОГЛС являются потребителями финансовых услуг по смыслу части 2 статьи 2 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. Следовательно, разрешая споры, вытекающие из договоров ОГЛС, финансовый уполномоченный не выходит за пределы своей компетенции, заключил финансовый уполномоченный.