Рекомендации Экспертного совета Службы финансового уполномоченного, принятые на заседании 21 ноября 2024 года.

Рассмотрев отдельные вопросы, связанные с разработкой проектов правовых актов, касающихся деятельности финансового уполномоченного, Экспертный совет Службы финансового уполномоченного отмечает следующее.

1. По вопросу о возврате и возмещении платы лиц, которым уступлено право требования к финансовой организации, за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 12.03.2024 № 10-П.

Концептуально поддержать подход, изложенный в разработанном Службой финансового уполномоченного законопроекте о внесении изменений в Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон № 123-ФЗ), направленных на урегулирование вопросов, связанных с платой третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг, за рассмотрение их обращения финансовым уполномоченным.

Рекомендовать дополнительно обосновать включение в Закон № 123-ФЗ нормы, устанавливающей, что плата третьих лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг, за рассмотрение их обращения финансовым уполномоченным, не подлежит возмещению в том числе финансовыми организациями. При этом предложить проработать следующие варианты обоснования:

- возможность квалифицировать указанную плату как аналог взноса финансовых организаций, уплачиваемого ими для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного в соответствии с Законом № 123-ФЗ, который, в свою очередь, носит невозмещаемый характер;

- возможность рассмотрения указанной платы как части покупной цены за уступку права требования, не подлежащей возмещению лицу, которому такое право уступлено.

2. По вопросу о возможности установления минимальной платы для потребителей финансовых услуг при подаче обращения финансовому уполномоченному.

Поддержать подход Службы финансового уполномоченного, заключающийся в том, что установление такой платы будет противоречить целям создания института финансового уполномоченного и базовым принципам его функционирования, вытекающим из положений Закона № 123-ФЗ.

3. По вопросу инициативы Ассоциации банков России и банковского сообщества в части подготовки законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего совершенствование порядка принудительного взыскания кредитной задолженности, не превышающей 500 тысяч рублей, а также расширение полномочий Службы финансового уполномоченного.

Рекомендовать Службе финансового уполномоченного при участии в обсуждении и (или) доработке законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Ассоциацией банков России совместно с банковским сообществом, учитывать, что предлагаемые законопроектом изменения не соответствуют принципу недопущения конфликта интересов, положенному в основу функционирования системы публичной власти и общественных институтов («никто не может быть судьей в своем деле»), непропорционально ущемляют интересы должника – потребителя финансовых услуг, способствуют возрастанию правовой неопределенности, осложняют положение заемщика и не позволяют обеспечить достаточный баланс интересов сторон кредитного правоотношения.