Какие споры рассматривает финансовый уполномоченный?

Как следует из приведенного выше определения, финансовый уполномоченный рассматривает не все споры с участием финансовых организаций. В соответствии с Законом № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает только те споры, которые одновременно соответствуют следующим критериям.

Первый критерий.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение потребителя финансовых услуг с требованием к финансовой организации, оказавшей ему услугу.

В случае если потребитель уступил свое право требования к финансовой организации третьему лицу, на такое лицо также распространяется порядок досудебного урегулирования споров.

Второй критерий.

Требование потребителя должно носить имущественный характер. Иными словами, требование потребителя должно быть связано с взысканием с финансовой организации денежных средств* в пользу потребителя финансовых услуг.

*Исключение составляют требования потребителя (его законного представителя) или третьего лица об организации и оплате страховой организацией восстановительного ремонта поврежденного имущества (например, поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско), а также требования, связанные с заключением, исполнением или прекращением пенсионного договора и (или) договора об обязательном пенсионном страховании. Данные требования рассматриваются финансовым уполномоченным, несмотря на то, что они не связаны с взысканием денежных средств.

Третий критерий.

Ограниченный размер требований. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения, в которых размер требований потребителя не превышает 500 000 рублей.

Данное ограничение не относится к требованиям по договорам ОСАГО и к требованиям к негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от их размера (суммы) требований.

Четвёртый критерий.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения только в отношении тех финансовых организаций, которые обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным или взаимодействуют с ним на добровольной основе.

Направить обращение финансовому уполномоченному можно в отношении страховых организаций (кроме организаций, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование), микрофинансовых организаций, кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов. Информация о перечисленных организациях содержится в реестре финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным

Пятый критерий.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

В случае пропуска указанного срока, финансовый уполномоченный вправе восстановить срок подачи обращения. Для рассмотрения вопроса о восстановлении срока необходимо подать соответствующее заявление, в котором должны быть указаны причины пропуска указанного срока и к которому должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин.

В случае, если ваш спор соответствует всем перечисленным выше критериям и отсутствуют иные основания для отказа в рассмотрении обращения, установленные Законом № 123-ФЗ, за защитой своих прав до обращения в суд вы должны обратиться к финансовому уполномоченному.

Вы также можете самостоятельно проверить, относится ли ваш спор к компетенции финансового уполномоченного, пройдя тест на нашем сайте.

Вам также может быть интересно:

Как направить обращение финансовому уполномоченному?

Какие требования потребитель вправе заявлять в судебном порядке без обращения к финансовому уполномоченному?

Спор со страховой организацией

Спор с кредитной организацией (банком или небанковской кредитной организацией)

Спор с микрофинансовой организацией

Спор с кредитным потребительским кооперативом (КПК)

Спор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ)

Спор с ломбардом