Порядок направления заявления о восстановлении нарушенного права (претензии) в финансовую организацию

При возникновении спора с финансовой организацией потребитель должен направить заявление о восстановлении нарушенного права(претензию) в финансовую организацию, а в случае неполучения ответа в установленный срок либо при полном или частичном отказе* в удовлетворении требований, обратиться за урегулированием спора к финансовому уполномоченному (статья 16 Закона № 123-ФЗ).

Обращаем ваше внимание, что под заявлением о восстановлении нарушенного права (претензией) в финансовую организацию, предусмотренным статьей 16 Закона № 123-ФЗ, понимается не первоначальное заявление, содержащее имущественное требование, поданное потребителем в рамках договорных отношений и не связанное с нарушением его права (заявление об исполнении обязательства), а претензия, то есть письменное несогласие с принятым финансовой организацией решением по заявлению об исполнении обязательства (первоначальному заявлению) и содержащее требование об устранении нарушений прав потребителя на досудебном этапе урегулирования спора.

Заявление о восстановлении нарушенного права (претензия) может быть направлено в финансовую организацию не ранее получения потребителем финансовых услуг сведений о решении финансовой организации по его заявлению об исполнении обязательства (первоначальному заявлению), в случае, если из закона, иного нормативного акта или договора следует необходимость обращения с заявлением об исполнении обязательства, либо истечения предусмотренного законом, иным нормативным актом или договором срока для рассмотрения заявления об исполнении обязательства, если сведения о решении финансовой организации не получены потребителем финансовых услуг.

Срок ответа финансовой организации на заявление об исполнении обязательства (первоначальное заявление) может быть указан в договоре с финансовой организацией, в иных документах, на основании которых заключен договор (например, в правилах страхования) либо срок может быть регламентирован на законодательном уровне, например, по заявлениям, связанным с порядком осуществления страхового возмещения в рамках договоров ОСАГО - Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Заявление о восстановлении нарушенного права (претензию) в финансовую организацию можно направить в электронной форме или на бумажном носителе.

Мы рекомендуем направлять заявление о восстановлении нарушенного права (претензию) в финансовую организацию в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Cоветом Службы финансового уполномоченного.

Скачать бланк заявления о восстановлении нарушенного права (претензии)***, направляемого потребителем в финансовую организацию

***Обращаем ваше внимание, что по данной форме составляются заявления, содержащие требования к финансовой организации, за исключением требования к негосударственному пенсионному фонду по спору о неправомерном переводе пенсионных накоплений, подробнее в статье по ссылке.

К заявлению о восстановлении нарушенного права (претензии) должны быть приложены копии документов по существу заявленного потребителем требования.

В письменной форме (на бумажном носителе) заявление о восстановлении нарушенного права (претензию) рекомендуется направлять заказным письмом (или ценным письмом с описью вложения) по юридическому адресу финансовой организации или по адресу ее филиала или представительства.

Обращаем ваше внимание, что с 01.07.2024 начал действовать порядок, предусмотренный статьей 79.3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которому поступившее в Банк России заявление, в том числе содержащее требование имущественного характера и связанное с восстановлением финансовой организацией нарушенного права, может быть перенаправлено Банком России в финансовую организацию для рассмотрения ею по существу. В случае, если ваше заявление о восстановлении нарушенного права (претензия) было перенаправлено Банком России в финансовую организацию в порядке, указанном выше, обязанность, предусмотренная частью 1 статьи 16 Закона № 123-ФЗ, а именно, необходимость направить заявление о восстановлении нарушенного права (претензию) в финансовую организацию до обращения к финансовому уполномоченному, признается исполненной.

Если полученный ответ вас не устраивает**** или вы не получили его в указанный срок, направьте обращение финансовому уполномоченному.

**** По спорам, связанным с неправомерным переводом пенсионных накоплений, для восстановления своих прав направьте обращение финансовому уполномоченному, даже если НПФ согласен с заявленными требованиями и вы заключили соглашение, содержащее сведения о незаключении договора об обязательном пенсионном страховании, подробнее в статье по ссылке.

Вам также может быть интересно:

Как направить обращение финансовому уполномоченному?

Срок рассмотрения финансовой организацией заявления о восстановлении нарушенного права (претензии)

Образцы заявлений о восстановлении нарушенного права (претензий) для направления в финансовые организации

Образцы обращений к финансовому уполномоченному