Совет службы рассмотрел годовой отчёт о деятельности финансовых уполномоченных в 2019 году

Совет службы финансового уполномоченного, в состав которого в соответствии с законом входят, в том числе, представители Банка России, Правительства Российской Федерации и саморегулируемых организаций на финансовом рынке, положительно рассмотрел годовой отчёт Главного финансового уполномоченного о деятельности финансовых уполномоченных в 2019 году. О решениях Совета службы Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин сообщил журналистам в ходе онлайн-встречи 18 мая, в рамках которой раскрыл ключевые сведения отчёта.

Он напомнил, что в 2019 году в Службу финансового уполномоченного поступило 91 359 обращений потребителей, в среднем в день поступало 609 обращений. Подавляющее количество обращений (87 038 или 95,3%) пришлось на споры по договорам ОСАГО.

В 2019 году по результатам рассмотрения обращений финансовыми уполномоченными принято 37 428 решений, из которых 30 909 решений о полном или частичном удовлетворении требований потребителя или об отказе в их удовлетворении (по существу спора). Воронин обратил особое внимание на срок, в течение которого рассматривались обращения потребителей и принимались решения финансовыми уполномоченными. «В среднем он составил 20 рабочих дней с учётом приостановления рассмотрения спора для проведения независимой экспертизы. Как известно, законом предусмотрены очень сжатые сроки для рассмотрения обращений потребителей, что является уникальным для российского правопорядка. В 2019 году рассмотрение всех обращений было произведено Службой финансового уполномоченного исключительно в пределах сроков, предусмотренных законом», — сказал Воронин.

Он добавил, что страховые компании в большинстве случаев надлежащим образом исполняли решения финансовых уполномоченных. По состоянию на 1 апреля этого года выдано всего 1 123 удостоверения для принудительного исполнения решений финансовых уполномоченных, принятых в 2019 году.  Из 16 188 решений, принятых финансовыми уполномоченными в прошлом году в пользу потребителя, финансовыми организациями обжаловано в суде 30%.

По результатам рассмотрения исков финансовых организаций об обжаловании решений финансового уполномоченного по состоянию на 01.04.2020 вынесено 851 судебное решение. В 219 случаях суд отказал в иске финансовой организации, и только в 15 случаях суд отменил решение финансового уполномоченного. «Такой низкий показатель отмененных решений – менее 2% — свидетельствует о справедливости тех решений, которые выносятся финансовыми уполномоченными», — рассказывает Воронин. При этом он добавил, что нередко страховщики оспаривают размер неустойки в судах, и в 612 случаях решение финансового уполномоченного было изменено судом в связи с пробелом правового регулирования, не позволяющим финансовому уполномоченному при рассмотрении обращения уменьшить подлежащую уплате неустойку на основании статьи 333 ГК РФ. Вместе с тем указанные решения финансового уполномоченного являются абсолютно законными и обоснованными, добавил он.

В свою очередь руководитель АНО «СОДФУ» Ольга Крайнова рассказала журналистам о том, что на прошедшем заседании Советом службы была также утверждена годовая бухгалтерская отчетность АНО «СОДФУ» за 2019 год. Она добавила, что согласно аудиторскому заключению, представленному на рассмотрение Совета службы, годовая бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение АНО «СОДФУ» по состоянию на 31 декабря 2019 года, а также целевое использование средств и их движение за период с 16 октября 2018 года по 31 декабря 2019 года.

Также Ольга Крайнова рассказала журналистам, что в период карантина в апреле и мае Служба финансового уполномоченного не приостанавливала прием и рассмотрение обращений потребителей финансовых услуг. Так, в период с 30 апреля по 11 мая в АНО «СОДФУ» поступило 15 631 обращение потребителей, а финансовые уполномоченные приняли 11 222 решения. «Это свидетельствует о том, что даже в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и существенных ограничений институт финансового уполномоченного способен эффективно продолжать свою деятельность. Начиная с 27 марта более 90 процентов сотрудников были переведены в режим удаленной работы. Сегодня 99 процентов сотрудников работают удаленно. Это стало возможным путем использования преимуществ и подходов, которые были ранее реализованы при построении ИТ-инфраструктуры и организации работы Службы финансового уполномоченного, а именно: территориально распределенная ИТ-инфраструктура, команда технической поддержки и дистанционная система управления заявками пользователей, как сотрудников, так и финансовых организаций, и потребителей. Использование основных ИТ-систем службы, включая систему обработки обращений, IP-телефонию, системы файлового обмена и другие ИТ-средства построено с обеспечением мобильности рабочих мест на базе защищенных VPN-подключений. Все основные процессы, включая обмен документами с финансовыми организациями и экспертными организациями построены по безбумажному принципу» — добавила она.

Ознакомиться с годовым отчётом Главного финансового уполномоченного о деятельности финансовых уполномоченных в 2019 году можно здесь.