28 апреля 2021, 14:05

Главный финансовый уполномоченный принял участие в заседании Президиума Ассоциации банков России

Анализ обращений потребителей финансовых услуг, поступивших на рассмотрение финансового уполномоченного в период с 01.01.2021 по 18.04.2021 года показывает, что значительная часть споров граждан с банками связана с вопросами добросовестного исполнения кредитными организациями условий договоров в части порядка погашения кредитов и изменения процентных ставок, сообщил на заседании Президиума Ассоциации банков России Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

Граждане также обращаются по поводу дистанционного хищения денежных средств и персональных данных с использованием средств электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей. Еще одной проблемой, с которой потребители обращаются к финансовому уполномоченному, значится проблема, возникающая при оказании финансовых услуг как самими банками, так и третьими лицами — например, страховыми компаниями — при посредничестве кредитных организаций. Так, при юридическом оформлении услуги от граждан утаиваются действительные условия заключаемых сделок, наблюдается также злоупотребление со стороны финансовых организаций низким уровнем финансовой грамотности потребителей.

Наибольшую долю в общем количестве обращений занимают обращения, содержащие требования, связанные с заключением договоров страхования при выдаче потребительских кредитов, в том числе присоединение заемщиков к договорам коллективного страхования. При рассмотрении этой категории обращений финансовый уполномоченный удовлетворил требования потребителей в 20% случаев. В 65% случаев в удовлетворении требований он отказал, и еще в 15% случаев они были оставлены без рассмотрения из-за несоблюдения потребителями претензионного порядка подачи обращений.

Также существенная доля от общего количества обращений в отношении кредитных организаций приходится на обращения с требованием о взыскании денежных средств, списанных банками без распоряжения потребителей (действия третьих лиц, телефонное мошенничество, компрометация данных личного кабинета, компрометация данных банковской карты).

Главный финансовый уполномоченный также обратил внимание представителей банковского сообщества на необходимость повышения культуры взаимодействия кредитных организаций с институтом досудебного рассмотрения споров на финансовом рынке. Так, например, по состоянию на 20.04.2021 года, из 384 банков, состоящих в Реестре организаций, обязанных в соответствии с действующим законодательством организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, только 281 активировал свои личные кабинеты на сайте последнего. В ряде случаев отмечается также отсутствие со стороны кредитных организаций мониторинга поступления запросов финансового уполномоченного, направляемых через личные кабинеты и, как следствие, несоблюдение законодательно установленных сроков ответов на эти запросы.