Число обращений к финансовому уполномоченному в III квартале 2021 года сократилось на 8,3%


В Службу финансового уполномоченного в III квартале 2021 года поступило 44 878 обращений от потребителей финансовых услуг, что на 8,3% меньше количества обращений, поступивших за аналогичный период 2020 года (48 932 обращения), сообщил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

«Снижение числа обращений произошло даже несмотря на то, что с 2021 года сфера деятельности института финансового уполномоченного расширилась – теперь с его помощью разрешаются споры с банками, НПФ, ломбардами и кредитными потребительскими кооперативами. Но по-прежнему основная доля обращений приходится на страхование, и основное сокращение произошло в отношении обращений по договорам ОСАГО», — пояснил Воронин.

Число обращений по страхованию в III квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сократилось на 17% — до 40 089 заявлений (c 48 316 в III квартале 2020 года), а доля в общем объеме обращений снизилась до 89,3% (с 98,8% в III квартале 2020 года).

Основной вклад в сокращение числа страховых споров внесло сокращение числа обращений по договорам ОСАГО – на 23%, до 30 800 заявлений (в III квартале 2020 года – 39 976). «ОСАГО – самый массовый вид страхования и самый первый сегмент, в котором мы начали разрешать споры в досудебном порядке. Накопилась интересная практика: финансовые организации в последнее время во многих случаях стараются не доводить спор до рассмотрения у финансового уполномоченного, а разрешают его в рамках претензионной стадии», — пояснил Воронин.

При этом в сегменте страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней отмечен рост обращений в III квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Так, в рассматриваемом периоде по данным видам поступило 6 488 обращений против 5 255 обращений в III квартале 2020 года (рост – 19%). По мнению Главного финансового уполномоченного, рост обращений в этой области может быть связан с тем, что 1 сентября 2020 года вступил в силу закон о возврате страховой премии при досрочном погашении кредита. Изменения распространились на договоры, заключенные после даты вступления закона в силу. «Соответственно, прошло уже больше года, потребители пользуются своим правом и по спорным ситуациям обращаются к нам. Нельзя не сказать, что и в целом закон создал резонанс и стимулирует граждан чаще бороться за свои права», — добавил Воронин.

На втором месте по результатам III квартала 2021 года по числу обращений (после страхования) к финансовому уполномоченному – обращения, содержащие требования в отношении кредитных организаций, число которых составило 3 694 (8,3% от общего числа заявлений). В отношении микрофинансовых организаций поступило 447 обращений, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (186 обращений). По вопросам деятельности кредитной кооперации поступило 222 обращения, в сфере ломбардной деятельности обращений не поступало, по НПФ поступило 15 обращений.

Средний размер требований потребителей в III квартале 2021 года уменьшился на 3,5 % и составил 201 207 рублей (в III квартале 2020 года – 208 399 рублей). В сфере страхования он составил 208 271 рублей, микрофинансирования – 24 409 рублей, кредитной кооперации – 397 595 рублей, деятельности кредитных организаций – 120 756 рублей, НПФ – 196 510 рублей.

Всего в III квартале 2021 года по результатам рассмотрения поступивших обращений финансовым уполномоченным принято 30 917 решений.